Можно выделить несколько методов, которые помогают выявить учащихся, склонных к увлечению идеями и ценностям той или иной группы.

1.  Педагогическое наблюдение. Помогает выявить проблемных учащихся по манере поведения, особенностям речи и внешнему виду детей и подростков.

Использовать этот метод могут не только педагоги, но и бдительные родители. Необходимо обращать внимание на любые изменения в поведении и мышлении ребенка, которые могут быть следствием влияния идей неформальных молодежных групп.

2.  Педагогическое анкетирование. Показывает среду детей и подростков учащихся, которые увлечены последними молодежными направлениями. Вопросы анкеты могут содержать вопросы, направленные на отношения молодежи к неформальным молодежным объединениям и группировкам, на знание классификации этих субкультур, их интересов и традиций. Анкета может включать вопрос «К какому молодежному объединению ты себя причисляешь?» или «В каком объединении молодежи ты состоишь?». Эти вопросы позволяют  определить принадлежность учащегося к тому или иному объединению молодежи и общее количество учащихся в классе, параллели классов, школе, состоящих в неформальных молодежных объединениях.

3.  Изучение продуктов деятельности детей и подростков. Творческая деятельность детей поможет указать классным руководителям, психологу, социальному педагогу учащихся, состоящих в субкультуре молодежи, определить, чем увлечен ученик, что его интересует на данный момент, к чему он стремится. Часто предметом изучения могут стать дневники учащихся, тетради. Рисунки на полях тетради часто отражают настроение детей и подростков, их внутренний мир и состояние. Для того, что бы понимать, что происходит в классном или школьном коллективе, педагогам следует проводить целенаправленную работу по выявлению учащихся их неформальных молодежных движений (и позитивных и негативных). Что бы оказать своевременную поддержку учащимся, педагогам необходимо обладать комплексным теоретическим и методическим материалом работы.

        


 

 

Примерная анкета для учащихся , направленная на выявление среди учащихся членов неформальных молодежных объединений

 

1.     Кто с Вашей точки зрения, является неформалом?

2.     Какие причины, на Ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?

3.     Что объединяет людей, состоящих в неформальных группах?

4.     Какие молодежные неформальные течения Вам известны?

5.     Как Вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям?

6.     Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению?

7.     Как, по-вашему, общество воспринимает неформалов?

 


 

Анкеты «Оценка отношения подростков к неформальной группе»

Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с неформальной группой была составлена анкета «Оценка отношения подростка к неформальной группе». Предполагаемая анкета позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистским».

На основании трёх описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у испытуемого индивида.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

Обработка результатов

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

a И + b П + c К,

где a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия группы

индивидуалистическое

коллективистическое

прагматическое

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А 5Б 12А 6Б 13В 7Б 14В

1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А

1А 8Б 2Б 9В ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В


 

АНКЕТА


 

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б–не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены;

В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем,

В – работать со сведущими в данной области людьми.

 


 

Методика «Сравнительная оценка коммуникативных и организаторских склонностей» 

 

Для оценки возможных способностей личности, ее возможностей на шагах первичной профконсультации кропотливо анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся удачливости обучения, опыта и фуроров во внеучебной и внешкольной деятельности, также употребляется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.

Коммуникативность как черта нрава развивается на базе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких свойств личности, как направленность на общение, энтузиазм к людям, рефлексия. Все эти свойства можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек – человек», также в других сферах, где работа связана с управлением и общением. Более важны и организаторские склонности, которые появляются в возможности к самостоятельному принятию решений, в особенности в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Порядок работы. Опыт может проводиться как персонально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают аннотацию: «Вам необходимо ответить на все предложенные вопросы (40). Свободно выражайте свое мировоззрение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответственной клеточке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте минус. Смотрите, чтоб номер вопроса и номер клеточки, куда вы запишете собственный ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий нрав и не могут содержать всех нужных подробностей. Потому представьте для себя обычные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует растрачивать много времени на обдумывание, отвечайте стремительно. Может быть, на некие вопросы вам будет тяжело ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете желаемым. При ответе на хоть какой из этих вопросов обращайте внимание на его 1-ые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заранее приятное воспоминание. Нам важен не определенный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Критерии оценки анкетных данных

 

Коммуникативные способности 

Организаторские способности 

 

«да» 
(баллы) 

«нет» 
(баллы) 

«да» 
(баллы) 

«нет» 
(баллы) 

1 

1 

0 

   

2 

   

1 

0 

3 

0 

1 

   

4 

   

0 

1 

5 

1 

0 

   

6 

   

1 

0 

7 

0 

1 

   

8 

   

0 

1 

9 

1 

0 

   

10 

   

1 

0 

11 

0 

1 

   

12 

   

0 

1 

13 

1 

0 

   

14 

   

1 

0 

15 

0 

1 

   

16 

   

0 

1 

17 

1 

0 

   

18 

   

1 

0 

19 

0 

1 

   

20 

   

0 

1 

21 

1 

0 

   

22 

   

1 

0 

23 

0 

1 

   

24 

0 

1 

   

25 

   

1 

0 

26 

   

1 

0 

27 

0 

1 

   

28 

   

0 

1 

29 

1 

0 

   

30 

   

1 

0 

31 

0 

1 

   

32 

   

0 

1 

33 

1 

0 

   

34 

   

1 

0 

35 

0 

1 

   

36 

   

0 

1 

37 

1 

0 

   

38 

   

1 

0 

39 

0 

1 

   

40 

   

0 

1 

 

Обработка результатов:

Сравнить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений раздельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (К0) склонностей как дела количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к очень вероятному числу совпадений (20).

Существует 5 уровней развития коммуникативных и организаторских способностей. 

Количество баллов 

Уровень 

1 - 4 

1 

5 - 8 

2 

9 - 12 

3 

13 - 16 

4 

17 - 20 

5 

Результаты опроса:

Получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, ощущают себя скованно в новейшей компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мировоззрение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в публичной деятельности очень занижено, в почти всех делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг собственных знакомств, отстаивают свое мировоззрение, планируют свою работу, но потенциал их склонностей не отличается высочайшей устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в предстоящей суровой и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высочайшим уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новейшей обстановке, стремительно находят друзей, повсевременно стремятся расширить круг собственных знакомых, занимаются публичной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в разговоре, с наслаждением учавствуют в организации публичных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5, владеют очень высочайшим уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и интенсивно стремятся к ней, стремительно ориентируются в тяжелых ситуациях, непосредственно ведут себя в новеньком коллективе, деятельны, предпочитают в принципиальном деле либо в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мировоззрение и достигают, чтоб оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, обожают организовывать всякие игры, мероприятия, напористы в деятельности, которая их завлекает. Они сами отыскивают такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.


 

Анкета


 

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 
2. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию им вашего мнения? 
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды? 
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации? 
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? 
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами, или какими- либо другими занятиями, чем с людьми? 
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них? 
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми? 
10. Любите ли вы организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 
11. Трудно ли вы включаетесь в новую компанию? 
12. Часто ли вы откладываете дела, которые можно сделать сегодня, на другие дни? 
13. Легко ли вам устанавливать контакты с другими людьми? 
14. Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей? 
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться с новым человеком? 
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному? 
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке? 
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить новое дело? 
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, чтобы познакомиться с новым человеком? 
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов затрагивающих интересы ваших товарищей? 
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых вам людей? 
28. Верно ли, вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 
29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию? 
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе? 
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 
32. верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? 
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию? 
34. Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей? 
35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 
37. Верно ли, что у вас много друзей? 
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми вам людьми? 
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей
?